Сайт посвящён 1000-летию города Ярославля
    Фотографии Ярославля запечатлённые на рубеже ХХ века фотографами
  Барщевским, Лазаревым, Никаноровой, Иваницким, Прокудиным-Горским и
другими, и снятые с тех же точек в начале ХХI века
ЯРОСЛАВЛЬ
ФОТОВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЕ
Ярославль один из первых городов
стоящих на столбовой дороге
истории России
Ярославль в домонгольский период
1010 - 1236 гг.
Для
просмотра
изображений
нажмите
на фото

Если вы нашли
ошибку на сайте,
оставьте своё
сообщение
здесь


Для возврата
в фотогалелею
нажмите назад
или на главную
Яндекс.Метрика
© 2004-2020гг.  Автор Паутов С.  E-mail-5SP555@mail.ru

Ярославль до Ярослава Мудрого.

История основания Ярославля.

Ярославль и татарское иго 1237 - 1480 гг.

Ярославль в период с 1490 по 1600 гг.

Ссылка Марины Мнишек в Ярославль 1606-1608гг.

Осада поляками Ярославля 1608-1609гг.

Междуцарствие, I и II ополчения 1610-1612гг.

Избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство в 1613 году.

Ярославль в период с 1630 по 1680 гг.


--В 1037-1039 годах была составлена первая русская летопись - Древнейший Киевский свод (академик Д.С.Лихачёв считал, что свод был не летописью в собственном смысле этого слова, а сочинением Иллариона, первого киевского митрополита из русских). В 60-х годах XI века летописание было продолжено монахом, а затем игуменом Киево-Печёрского монастыря Никоном, который к 1073 году составил второй летописный свод. Именно в этом своде был введён принцип изложения материала по годам. Наконец, в 1113 году была написана Нестором "Повесть временных лет", дошедшая до нас уже переделанной в редакциях 1116 и 1118 годов.
-- Исследователи считают, что Никон заносил в свою летопись не только современные ему события, но и прошлые. Им был использован ряд сохранившихся документов, а также народные предания, рассказы очевидцев и тому подобные материалы. Д.С.Лихачёв отмечал, что "все новгородские известия "Повести временных лет"... принадлежат рассказам Вышаты Остромирича, новгородского посадника, который сообщил Никону свои родовые предания, рассказы о походах русских князей". Составители Начального свода и "Повести временных лет" пользовались рассказами другого воеводы, сына Вышаты - Яна Вышатича, причём автор "Повести" прямо говорит об этом, сообщая о смерти Яна в 1106 году. От него, повидимуму, исходят и сведения летописи о Ярославле.
--Летописи дважды упоминали о пребывании Ярослава Мудрого в Ростово-Суздальской земле: в 988 году, когда Ярослав был посажен князем Ростовским и в 1024 году, когда Ярослав князь новгородский вместе с Вышатой усмирял восстание волхвов в Суздале.
--К сожалению, из летописи невозможно узнать, кому первому выпал на долю жребий быть в Ярославле блюстителем порядка гражданского. Сам же князь Ярослав, отвлечённый иными занятиями, уехал в 1010 году из Ростова в Новгород, затем в Киев. Более подробные сведения имеются о ростовских иерархах, которым подчинён был тогда Ярославль в духовном управлении, но и из их числа знаем первого епископа Феодора и преемника его Иллариона; но они были ещё при Владимире Святом (отце Ярослава); после них же Ростовская церковь долгое время не имела своего епископа, а третий епископ, Леонтий (Святой), начал своё пастырское служение в Ростове уже в год смерти великого князя Ярослава.
-- Тело Ярославово положено в мраморной раке, и погребено в им созданном Киево-Софийском соборе, "с плачем Всеволода и всего народа".
-- По кончине 19 февраля 1054 года великого князя Ярослава, дождавшегося до многих внучат, между которыми последним был Мономах, сын Всеволодов, Древняя Русь погребла с ним, как замечает Карамзин, и своё могущество и благоденствие. Дети Ярослава разделили государство на уделы, и третий сын его, Всеволод (родился в 1029 году), женатый на греческой царевне, "взял себе Переяславль, Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволжье". Ярославль, следовательно, вошёл в состав этого удела, и с тех пор судьба его соединилась до 1218 года с судьбой Ростова, из которого Ярославль и управлялся присылаемыми оттуда наместниками. О князе Всеволоде Карамзин говорил, что он был "добродушный" и "любил мир". Татищев же даёт о нём более подробную характеристику, говоря, что он "измлада был боголюбив и справедлив, ненавидя лжи; епископам и всем духовным честь великую воздавал; много в монастыри, церкви и на училища подаяния давал; от пьянства и любодеяния был воздержан".
--Ярославль в "Повести временных лет" упоминается первый раз в рассказе о восстании 1071 года. Восставшие смерды, которыми руководили два волхва из Ярославля, проделали большой путь: прошли вверх по Волге до устья Шексны, поднялись по этой реке до её истоков у Белоозера. По дороге они избивали "старую чадь" и "лучших жён", конфискуя их имущество и в первую очередь продукты питания (недород и вызванный им голод и были главным поводом к выступлению смердов). В Белоозере их встретил воевода Ян Вышатич, собиравший с дружиной дань для киевского князя Святослава Ярославича. Восставшие в количестве 300 человек были разбиты, а их руководители казнены по распоряжению Яна.
--При сыне Всеволода Владимире Мономахе (1113-1125) Ярославль обстраивался, а при его сыне, Юрии Долгоруком, новгородцы, опустошив в 1149 году Суздальскую землю, разорили и окрестности Ярославля, разрушили бы, вероятно, и крепость, но наступление весны и разлитие реки заставило их удалиться. При этом новгородцы пленили до 7 000 жителей. Такое число взятых в плен, даёт основание считать Ярославль в это время городом уже очень населённым.
--Вскоре после смерти (в 1174 году) великого князя Андрея Боголюбского, в непосредственном управлении которого был Ярославль, ростовцы, ярославцы с суздальцами и переяславцами собрались в городе Владимире на вече и избрали себе в князья правнуков Мономаха - Ростиславичей; но сын Юрия Долгорукого, великий князь Михаил, одолев их, соединил все города Ростовской области под свою власть. По смерти (в 1177 году) Михаила Юрьевича Ростов и Ярославль, после продолжительных смут и кровопролитий достались брату его Всеволоду Юрьевичу.
--Великий князь Всеволод незадолго до своей кончины отдал в 1207 году сыну своему Константину в удел Ростов и Ярославль с Угличем, Белозёрском, Костромой и Галичем, с тем чтобы, когда он будет на великом княжении, удел этот передан был брату его Георгию. Но по смерти отца в 1212 году братья рассорились и разделились. Великое княжество Суздальское раздробилось тогда на две области: Георгий начал господствовать во Владимире и Суздале, а Константин в Ростове и Ярославле.
--Современным князю Константину настоятелем ярославского Петровского монастыря был игумен Пахомий, деятельность которого отмечена летописцами. Великий князь Константин, прозванный за любовь к просвещению мудрым, сознавая необходимость для народа света науки, при посредстве духовника своего Пахомия, "мужа добродетельного и исполненного книжного учения", основал в стенах Спаса-Преображенского монастыря первое на севере училище. "Сей, по своей мудрости, второй Соломон", как называет Константина Лаврентьевская летопись, завещал училищу этому свою библиотеку, в которой одних греческих книг было более тысячи, дом и разные волости. К сожалению, училище просуществовало здесь недолго и в 1214 году, одновременно с Пахомием, занявшим тогда в Ростове епископскую кафедру, переведено было вместе с учителями и учениками "на княжий двор" в Ростов. Но и здесь - обычное в то время явление - пожар истребил, к общей жалости, в 1228 году и здание училища, и его библиотеку.
--Имея своей резиденцией Ростов, князь Константин (1207-1219) "проживал почасту" и в Ярославле, где находился для его приездов княжеский дворец, а в 1215 году заложил он "на дворе своём" соборный каменный храм Успения Богоматери и каменный же в 1216 году храм в одном из древнейших русских монастырей - Спасо-Преображенском, основанном неизвестно когда, но не позже XII века, так как в это время он уже упоминается в летописях. В том же монастыре и также каменный - храм Входа в Иерусалим построен Константином в 1218 году. О Преображенской же церкви известно, что достраивалась она уже при сыне Константина Всеволоде и освящена была 6 августа 1224 года ростовским епископом Кириллом.
--Со смертью Константина, скончавшегося в престольном городе своём Владимире, начинается для Ярославля второй период истории - образование самостоятельного княжества Ярославского. Незадолго до своей кончины (2 февраля 1219 года на 33 году от рождения) Константин послал в 1218 году старшего сына своего Василька княжить в Ростов, в Ярославль же посадив второго сына, Всеволода, который и стал первым самостоятельным удельным князем ярославским.
--В 1221 году случилось в Ярославле большое несчастье: чуть не весь он сделался тогда жертвою пожара; одних церквей сгорело 17; дворец же князя, как записала летопись, уцелел. О величине города того времени летописи молчат, но число сгоревших храмов даёт полное право предполагать, что он, увеличившийся в населении, переступил уже к тому времени за черту Рубленого города, так как нельзя предположить, чтобы в границах "города рубленого" уместилось, кроме жилых домов, 17 хотя бы и небольших церквей. По всей вероятности, Ярославль того времени занимал уже всё пространство, известное под именем Рубленого и Земляного города. Количество церквей на этом пространстве такое же, какое было на рубеже XIX и XX веков, а именно 17. Следовательно, все церкви Рубленого и Земляного города бывшие в начале ХХ века первоначальным своим основанием относятся к векам XII и XIII.
--В 1226 году вместе с дядей своим великим князем Георгием и братом - ростовским князем Васильком - Всеволод с ярославской своей дружиной воевал с курским князем Олегом. Поход этот кончился, однако, благодаря вмешательству митрополита Кирилла примирением и браком в 1227 году князя Всеволода с дочерью Олега - Мариною. От этого брака родились два святых сына - Василий и Константин.
--До сих пор были войны наших предков, так называемые междоусобные, которые и в других областях тогдашней Руси были так обычны; но эти времена, времена, конечно, тяжёлые и бедственные, можно считать ещё золотым веком в сравнении с наступавшими. Приближалась тогда пора всеобщего бедствия, гораздо ужаснейшего, которое, как говорит Карамзин, "изнурив государство, поглотив гражданское благосостояние оного, унизило самое человечество в наших предках и на несколько веков оставило глубокие, незагладимые следы, орошённые кровию и слезами многих поколений". В 1224 году изумлённая Русь в первый раз услышала о вышедших из степей Средней Азии на луга Восточно-Европейской равнины монголах с подвластными им татарами, которые и наложили на Русь в 1232 году своё тяжкое иго.






















К. Д. Головщиков - "История города Ярославля" - 1889г.