До построения приходской церкви Николы в Меленках на этом месте существовал мужской монастырь, именовавшийся Николо-Сковородским, что на Глинищах. По местной традиции, название его произошло от чугунного била (сковороды),
которым созывали монахов на службу, и от глинистой почвы, на которой стояла обитель. О времени основания монастыря сведений не сохранилось, впервые обитель упоминается в связи с разорением её поляками в 1609 году. Подробности бедствия
содержались в записях Самуила Миславского: "Лета 117 (1609) мая 3, на страсть св. Тимофея и Мавры, в соборной церкви св. Николы чюдотворца монастырской на глинищах затворился игумен Варсонуфей с братиею и людие мирские; но супостатная
литва коего изрубиша мечами, коих побита, церковь св. Николы пограбиша, монастырь запалиша; но в церви токмя паперть обгоре, остался невредно и чюдотворный образ святителя Николы мирликийского. В заутрие плаката людие мнози плачем
велиим и погребоша телеса убиенных на погости монастыря у колокол; образ великого Николы чюдотворца изнесоша в церковь Рождества Христа Бога нашего... иже на Волге реце. И не бысть в монастыре св. Николы чюдотворца никое время ни
пения, ни звонения, никого же людей ходяще".
Позднее ростовский митрополит Кирилл предпринимал попытки возобновить Никольский монастырь. Он послал в Москву "за подаянием на обитель" инока Варлаама, который на обратном пути был ограблен. Вот что Варлаам пишет в своем
донесении митрополиту: "он грешный мних и вощик его Захар ограблены разбойниками Баловня так, что остались при одних рубахах, а какой был скарб зерна, холста, яиц, масла и другого, все забрано, да и лошадь увели. Да у него, Варлаама,
была мошна с двадцатью семи рублевиками, и ту стягнули с тельника; да у Захара взяли рублевик и два алтына и оставили их голышами. Одна тележенка с дужкой остались в кустах".