Все обстоятельства устроения церквей Николо-Пенского, или, как его стали называть в клировых документах с конца XIX века, Фёдоровского, прихода, имена прихожан, принимавших деятельное участие в храмовом строительстве,
детально изложены в сказании, которое впервые было опубликовано в 1872 году.
Николо-Пенский храм был основан жителями Толчковской слободы после большого бедствия. Весной 1659 года пожар уничтожил деревянную церковь Иоанна Предтечи. Часть прихожан, "дальности ради от той Предтечевской церкви домы
своя имущие", решила не дожидаться восстановления храма и начать на новом месте строительство другой церкви - во имя Николая Чудотворца. Посовещавшись, они отправили в Ростов к митрополиту Ионе за благословением
челобитчиков - Захара и Гурия Даниловых Кочуровых и Власа Власова.
Кожевенник Гурий Кочуров, один из зачинщиков разделения прихода, имел у себя "новосоделанный анбар", который он не только замыслил "соделати церковию", но и отдал под строительство храма двор своего должника Никифора
Бабушкина. Прихожане расчистили место на восточной окраине слободы от деревьев, "по посечении оного леса остася множество пенья, от которого пенья и именование свое церковь сия прият, и доныне именуемая пенская".
В этом же году деревянный тёплый храм был построен - "из нелепоственного здания соделася храм святолепен" - и освящён во имя Николая Чудотворца протопопом ярославского Успенского собора Никитой.
Анонимный автор "Повести..." называет имена первых священников - Козьмы и Назария, перечисляет вклады в церковь: это и иконы - Тихвинской Богоматери из Успенского собора, Иоанна Милостивого от прихожанина Иоанна Наумова, и
утварь - серебряный потир (1667) от Василия Аверкиева Денисовского и его жены Домны Ивановой, и колокол весом в 20 пудов (1670) - от вдовы Епистимьи Степановой дочери Кочуровой. Первые строители храма - братья Кочуровы и
Влас Власов - заказали для иконостаса икону с изображением своих небесных покровителей - пророка Захарии, Гурия Исповедника и священномученика Власия.