Первоначально в 1950-х годах здание Дворца культуры моторостроителей было спроектировано как настоящий дворец – с колоннами, лепниной
и скульптурами при входе...
Строительство обещало стать событием общегородского значения: здание формировало новую площадь (позже названную Юбилейной),
фокусировало выход нескольких центральных улиц и пересечение двух проспектов – Ленина и Толбухина.
Работу над проектом вёл Алексей Тимофеевич Мулик, сначала в УКСе моторного завода, затем в Ярославском филиале института
«Гипроавтопром» (сейчас «Гипродвигатель»). Первый вариант проекта был готов через год после начала работы. Одновременно выяснилось,
что завод явно переоценил свои возможности: прошло ещё два года, прежде чем в 1956 году удалось найти средства и начать
строительство.
К сожалению, этот проект не был реализован. Причин много – не хватало средств, возникли проблемы
с грунтовыми водами и осадкой фундамента. Но самое главное – изменилась политика государства в области архитектуры.
Начались многократные переделки проекта, стройка замерла. Старожилы помнят огромный котлован на месте дворца, служивший
полигоном для игр детворы.
Всё это происходило на фоне событий, буквально сотрясавших тогда весь отечественный архитектурно-строительный мир.
ЦК партии принял постановление об устранении так называемых излишеств в архитектуре. В официальных реляциях тех лет,
касающихся дворца, появляется грозная фраза о необходимости «изменений внутреннего и внешнего оформления здания в части
исключения архитектурных излишеств». Тщательно продуманная и выверенная до того автором композиция летела в тартарары, чуть ли не всё надо было начинать сначала.
В 1962 году в очередной раз переработанный вариант проекта направляется для рассмотрения главному архитектору города
Борису Львовичу Хуторянскому. Он и был принят для окончательной реализации.
Первоначальный проект Дворца культуры моторостроителей (автор А. Мулик, 1954 год)