Крестьянский проезд (бывший Масляный пролом)
Фото № 1585
Крестьянский проезд (Масляный пролом).
В современном Ярославле давно уже нет проломов, а когда-то так назывались, и вполне официально, с нанесением на карты, проходы в тесной исторической городской застройке Ярославля. Пролом по своей сути представляет из себя
ту же улицу или переулок.
Название "пролом" напрямую говорит о происхождении такого прохода. Дело в том, что с ходом времени город развивается и особенно в архитектурном отношении. В связи с экономическим ростом старые постройки уже частично
начинают мешать деловой жизни города и для улучшения транспортной логистики в старой архитектуре пробивают проходы. Огромным этапом в архитектурном развитии Ярославля стала и градостроительная реформа 1778 года императрицы
Екатерины II. Реализацией этого плана городской перепланировки занимался ярославский генерал-губернатор Алексей Мельгунов. Таким образом и появились проломы. В Ярославле их было несколько:
1. Верёвочный пролом, также до 1870-х годов известный под названием Рогоженного пролома. В настоящее время называется Революционным проездом.
2. Масляный пролом, ставший Крестьянским проездом. Пролом хорошо известен и тянется сквозь Центральный рынок Ярославля, можно зайти с Первомайской улицы или с улицы Андропова.
3. Сретенский пролом, можно зайти с Первомайской улицы.
4. Яблочный пролом. Данный пролом трудно найти, только какие-то остатки. Дело в том, что он по своему направлению поперечный и проходил через остальные три пролома. На карте 1911 года он не обозначен.
Проломы как часть старой ярославской архитектуры пока ещё живы, у них имеются разные входы и выходы. В данной записи речь пойдёт о Масляном проломе (Крестьянском проезде).
Ярославская газета "Северный рабочий" в
1926 году публикует интересную заметку Новомирского "Будни Масляного пролома", в которой раскрывается и происхождение названия этого пролома:
"Почему пролом называется Масляным? Старожилы наши говорят, что раньше в проломе - воротах в стене - торговали исключительно маслом. Сейчас в проломе торгуют уже не маслом, а другим товаром, который впрочем не уступит маслу по
своей ходовитости. Ежедневно приходят в пролом торговки ходовым товаром, предлагающие крестьянам "погреться". Они заискивающе спрашивают:
- Вам рюмочку или стаканчик? Колбаска на закуску есть.
- Мне бы половинку. Чего рюмкой-то делать!
И пьют крестьяне рюмочками и стаканами. Пропивают иногда только что купленную мануфактуру. Доходит дело и до шуб, но из бездонных карманов торговок выпить всего не могут крестьяне. Случается, что на свои предложения выпить, торговки
получают отказ. Пауки стерегут своих мух. Так проходят чёрные будни Масляного пролома, крепко опутанного сетью шинков и всякого рода шинкарей - распространителей пьянства".
В этой заметке Новомирский упоминает и одного из обитателей тех мест - дворника Василия Шаманина, бывшего черносотенца и торговца газетами, который собирает с приехавших крестьян деньги за присмотр за их подводами. Бывает, что
крестьяне протестуют, начинается драка, в которой со стороны Шаманина выступает его сын, но нарывается на кулак с крестьянской стороны, ведь многие из приезжих - кузнецы из Бурмакино.
Да и в дореволюционный период пролом не отличался чистотой нравов, о чём сообщала ярославская пресса тех времён. Один человек, вышедший из трактира в Масляном проломе, наткнулся на неизвестного, который попросил
денег - "добавь, брат, на сотку". Добавлять на сотку он не стал, а ответил что-то грубое, получив в ответ удар палкой по голове, упал и при падении ещё и ударился виском о камень мостовой.
История Ярославии | ПОДКАСТ |