Улица Андропова
Antropov Street
Фото № 1198

[Предыдущая] [Назад] [Следующая]

улица андропова

  Основание Казанского монастыря, как и обретение чудотворного образа Ярославской-Казанской Богоматери, положившее начало обители, сопровождалось "особенными благодатными знамениями". Ярославская святыня была списком с чудотворного образа Казанской Богоматери, обретённого в Казани 8 июля 1579 года, через 25 лет после покорения Иваном Грозным Татарского ханства. Всенародное почитание иконы Казанской Богоматери началось с XVII века, когда её список сопровождал народное ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского в походе на Москву для освобождения её и всей России от польско-литовских войск в 1612 году.
  Икона Ярославской-Казанской Богоматери являлась одним из ранних известных списков чудотворного образа, её почитание на Ярославской земле, в Романовской слободе, началось в конце XVI века. Обстоятельства обретения святыни в 1588 году жителем города Романова Герасимом Трофимовым изложены в "Сказании о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Тетюшах". Приехав по торговым делам в Тетюши, Герасим удостоился чудесного видения: 2 июля 1588 года ему во сне явилась Богоматерь, возвестив: "Есть убо икона во имя Мое во граде сем, в ряду, в торговой лавке на левой стороне у юноши некоего. И ты убо икону ту возьми от него, а цену за нея даждь елико восхощет, занеже та святая икона во имя Мое, изображением и подобием своим нарицаемая Казанская, благодатию Сына Моего и Бога будет новочудотворная".
  Богоматерь повелела отнести икону в город Романов и там "под горою" построить храм во имя святыни. Как повествует сказание, Герасим первым испытал на себе чудотворную силу образа: его больная правая рука исцелилась. Романовцы поставили икону Казанской Богоматери в Никольскую церковь, сохранилась запись чудесных исцелений от обретенной святыни, происшедших в 1606-1608 годах. В благодарность за помощь икона была украшена серебряным окладом с драгоценными камнями, но храм для неё так и не был возведён. Герасим Трофимов принял постриг под именем Галактион в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре.
  Дальнейшая история перенесения чудотворного образа в Ярославль и основания Казанского монастыря изложена в одном из ранних произведений местной посадской литературы, созданном в начале XVII столетия. В начале марта 1609 года "литовские люди и русские воры" взяли Романов, город пожгли, людей "посекли много и церкви Божий пограбили". Среди захватчиков оказался один литвин греческой веры, "Стравинской роты поручик, именем Яков, прозванием Любской"; он взял из церкви Николая Чудотворца икону Казанской Богоматери и привёз её в Ярославль.
  В городе в то время стояли "от вора из Тушина Лжедмитрия II многие воеводы русские с детьми боярскими и казаки, и литовские полковники, и рохмистры со многими литовскими людьми, и черкасы". Захватчики творил многие бесчинства, и "измогалися Ярославля града жители и всякие люди от литовских людей и от русских воров, многи насилства и нужи и разорения терпели; и их, врагов добродетелию утоляли и дарами и запасы".
  Земским старостой в городе был тогда избран "из торговых людей из лутчих посацкой человек Василий Юрьев сын Лыткин", который, "берегучи град от разорения мирских людей жалеючи, свои многие животы за мир истощил". Узнав о принесении в Ярославль чудотворной иконы, многие его жители безуспешно пытались уговорить Якова Любского продать святыню. Но "по некоему откровению", как повествует сказание, литвин принёс икону Василию Лыткину и "выкупу под тот чудотворный образ" не взял, только попросил поставить икону в храм, а его имя занести в синодик. В этом месте сказания имеется расхождение с документальным источником: в патриаршей грамоте 1610 года со слов ярославцев записано, что Василий Лыткин "чудотворный образ у того литвина выкупил".
  Братья Лыткины поставили икону Казанской Богоматери в церковь Похвалы Богородицы "во своём приходе, зовомом Димитриевским, на посаде, в Занетечье. И стоял чудотворный образ Пречистыя в той церкви шесть недель, до приходу литовских людей под Ярославль".
  Тридцатого апреля пришли под Ярославль отряды Лжедмитрия II, и ночью "маия против перваго дни острог болший в Ярославле взяли, и многих людей поморских ярославских побили, и церкви Божии и дворы все около осыпи и около Спасова монастыря посады и слободы пожгли от реки Которосли и до Волги". Горожане унесли икону Казанской Богоматери "в меншой острог от разорения ратных и поставили... в церкви Рождества Христе на Волском берегу".
  В разгар этих событий, как написано в патриаршей грамоте 1610 года, диакону ярославской Воздвиженской церкви Елеазару случилось видение: Богоматерь явилась ему и повелела, чтобы "служилые всякие люди и посацкие храм воздвигнули" во имя чудотворной иконы. Враги "со стыдом оставили Ярославль" 23 мая 1609 года, и жители Ярославля решили в память победы соорудить церковь и поставить в ней чудотворную икону.
  Во исполнение своих планов горожане обратились за помощью к святыне: "ходиша всенародне со честными кресты и с чудотворным образом Богоматери и с прочими святыми иконами по многие дни. И изволением Её, Пресвятой Девы Богородицы, обретоша место праздно в меньшем остроге, близ осыпи градской, ещё же и блатце [болотце] малое, и тут изволиша всенародне быти храму святой Богоматери".
  В день освящения храма жители Ярославля совершили крестный ход к церкви Рождества Христова, "с молебным пением взяли оттуда чудотворную икону Божией Матери и перенесли в новоустроенную церковь", около которой вскоре поселились 72 монахини разорённой Рождественской обители. Так было положено начало ярославскому Казанскому женскому монастырю и почитанию в городе чудотворной иконы Ярославской-Казанской Богоматери.