Церковь Покрова Богородицы
Church of the Cover of the Virgin
Фото № 200

[Предыдущая] [Назад] [Следующая]

церковь покрова богородицы

  К началу XIX века каменные монастырские постройки стали приходить в упадок: ещё в 1789 году на сводах и на стенах Казанского храма "были освидетельствованы имевшиеся издавна трещины", церковь Иоанна Предтечи с 1802 года "за ветхостью" осталась без служения, а каменная ограда "обросла деревьями и склонилась к падению".
  Казанский монастырь был практически полностью отстроен заново при деятельной настоятельнице Маргарите (Смагиной) (1807-1836), которая "возгорела святой ревностью к устройству обители".
  В 1818 вместо старой "неблаговидной" - возведена новая каменная ограда с четырьмя башнями по углам. В 1817 году разобрали надвратный Предтечевский храм, а 5 мая 1820 года после крестного хода из Успенского кафедрального собора "при большом стечении народа", архиепископом Авраамом и игуменьей Маргаритой были заложены "крестообразно" первые камни в основание тёплой церкви в честь Покрова Богоматери с приделами Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи и колокольней. В 1827-1828 годах, по завершении строительства, в ней осуществлялись работы по украшению: мастер Тимофей Медведев выполнил стенные росписи, столяры закончили резьбу "жертвенников, престолов и иконостасов", иконы для храма создал художник Константин Смирнов.
  По окончании благоустройства главный престол тёплого храма был освящён архиепископом Авраамом 8 июля 1828 года, "после традиционного каждогоднего генерального крестохождения всего духовенства, губернатора, градоначальников и большого числа горожан от Успенского кафедрального собора до Казанского монастыря". Торжество освящения Предтечевского придела состоялось 23 июня 1829 года, Никольского - 9 мая 1830.
  В 1830-х годах встал также вопрос о необходимости разборки Казанской церкви, которая "от долговременного существования своего начала приходить в ветхость, так что во многих местах оказались трещины и вся оная церковь углубилась в землю, от чего оказалась в оной сырость, а от сырости повреждение святым иконам и прочей церковной утвари". Священник Казанского монастыря отец Василий Добронравов записал в своем дневнике: "1834 года мая с 3 числа начали старую церковь разбирать. Снявши антиминсы, престолы с... ветхими одеждами в трапезе сжег я июня 27, а пепел снесен на воду в Волгу".
  Со времени своего основания и до начала XIX века Казанский монастырь не являлся общежительным, совместная трапеза в нём не устраивалась, монахини "пробавлялись собою", т. е. полностью обеспечивали себя всем необходимым. Земля вокруг Казанского храма была застроена отдельно стоявшими деревянными кельями, которые являлись либо собственностью обители; либо находились в частном владении монахинь, строивших их "на свои келейные деньги, а не из монастырской казны"; либо принадлежали боярской знати и посадским людям. Кельи для стариц в обители содержали князья Андрей Иванович Хованский, Иван Борисович Троекуров, Федор Юрьевич Хворостинин, стольник Афанасий Иванович Костюрин, ярославские торговые люди, гости Семён Светешников, Иван Чистой, Григорий Никитников. Судя по Переписной книге Ярославля 1646 года, "у Казанской Богородицы на монастыре" располагались 54 кельи стариц и 11 приходских дворов. В подклетах некоторых келий записаны нищие, "жившие именем Христовым".